Привязянность родом из детства.

На разных этапах жизни люди расстаются с бывшими возлюбленными, предавшими друзьями и разочаровавшими супругами. И каждый из них настолько индивидуально переживает расставание, что невозможно с точностью предсказать реакцию. Стиль привязанности формируется в раннем возрасте, накладывая свой отпечаток на личностные особенности и степень уязвимости в той или иной ситуации. Именно он отвечает за поведение супругов на этапе расставания и развода.

Известному британскому психоаналитику Джону Боулби удалось поработать над теорией привязанности, изучая отношения между мамой и ребенком в первые годы жизни. На основании собственных выводов он издал постулат о том, что качество отношений и общения с мамой влияет в дальнейшем на связь с окружающим миром подросшего ребенка. Теорию привязанности кратко можно изложить так:

От характера привязанности ребенка и матери зависят внутренние ожидания формирующейся личности.

Иными словами, забота мамы или других близких членов семьи оказывает влияние на отношение ребенка к миру. Во взрослой жизни человек будет строить такие отношения, какой сценарий был заложен в детстве. Если мама сумела создать гармоничные и комфортные отношения с малышом, обеспечив ему устойчивые и теплые эмоции, этот фундамент можно назвать самым надежным. В будущем ребенок на подсознательном уровне в точности воссоздаст формулу счастливых отношений.

Серьезные проблемы возникают, если у родителей имеются нерешенные трудности в вопросе собственной привязанности к своим родителям. Искаженный и негативный сценарий будет повторяться из поколения в поколение, поскольку человек не видел другого отношения и обращения. В детстве он может давать себе тысячи клятв, что со СВОИМ ребенком он поступит ПО-ДРУГОМУ. Однако проходят годы – и все возвращается на круги своя. Не потому, что со временем ребенок позабыл о данном себе слове – он просто не может построить крепкий дом на хрупком фундаменте негативного опыта.

Отношения не будут складываться не только с собственным ребенком, а и с окружающим миром, коллегами, любимым человеком. Взаимодействие в тандеме мама-ребенок влияет на всю дальнейшую жизнь. Британский психолог Мэри Эйнсворт выделила три стиля привязанностей:

Надежный стиль привязанности формируется у счастливых обладателей заботливых матерей. В детстве эти люди получили в достатке материнскую любовь, поскольку мама заботилась, отзывалась на просьбы и была внимательна к потребностям малыша. У ребенка возникла твердая уверенность, что он может обратиться к родителям с любой проблемой – и найдет у них понимание и поддержку. Счастливый ребенок расслабляется и посвящает себя исследованию окружающего мира, ожидая от будущего только приятных сюрпризов. Если же случится неприятность, всегда есть возможность укрыться в надежной родительской гавани.

Во взрослой жизни такой человек установит равновесие между близостью и независимостью в отношениях с любимым человеком. Ему не понадобится одобрение окружающих, поскольку он считает себя гармоничной и самодостаточной личностью. Он уверен, что привлекателен в глазах окружающих и вызывает у них стойкую симпатию. Надежный стиль привязанности позволяет человеку доверять остальным людям. Он искренне делится своими эмоциями и не стыдится обратиться за помощью, поскольку рос в атмосфере безопасности и стабильности. Хорошие навыки общения у такого человека формируются очень рано:

Если такой человек попадает в критическую ситуацию, он обязательно выберет конструктивный вариант решения проблемы.

Избегающий стиль привязанности формируется у людей, если их мамы были нечувствительны к потребностям и эмоциональным переживаниям ребенка. Малыш внутренне хочет заботы, но получает в ответ не только холодность, но и явный негатив. Разлука сменялась вторгающейся манерой поведения мамы, что заставило ребенка выбрать защитную тактику в общении. Чтобы не получить новую боль от разочарования, ребенок становится равнодушным и сдержанным, сводя к минимуму собственную потребность в материнской любви и ласке. В подростковом возрасте подобное поведение перерастает в стойкую независимость и отчужденность.

Во взрослой жизни избегающий стиль сводит к минимуму ценность близких отношений. Такой человек пессимистично настроен в вопросах личной жизни, а потребность в близости другого способен воспринимать как настоящую угрозу. Он держит любимого человека на расстоянии вытянутой руки, способен избегать интимной близости, и склонен к частой смене партнеров. Для него намного ближе и понятней сексуальная связь без обязательств, поскольку он не чувствителен к потребностям другого человека. Избегающий стиль мешает человеку раскрыться. Вместо этого человек чаще всего надевает маску беззаботности и уверенности.

Тревожно-амбивалентный стиль привязанности формируется у людей, чьи мамы были непоследовательны в проявлении внимания и заботы. Для ребенка было вполне нормальным, что мама сегодня добрая, отзывчивая и ласковая, а завтра полностью игнорирует самую обычную просьбу. Малыш не уверен в надежности мамы, которой может не оказаться рядом в нужный момент.

Во взрослой жизни человек с тревожно-амбивалентным стилем привязанности возводит близость на пьедестал и склонен вторгаться в личное пространство любимого человека. Он сомневается в себе, испытывает постоянную тревогу и переживает по поводу безопасности отношений с партнером. Человек живет в постоянном страхе, что его бросят, поэтому полностью отвергает желание партнера побыть наедине. Для него неприемлема независимость другого человека, которую он воспринимает как попытку уйти. Он очень зависим в личных отношениях, проявляет ревность и повышенную требовательность. Пытается зацепить партнера и всегда недоволен действиями близких, поэтому человеку с тревожно-амбивалентной привязанностью практически невозможно угодить.

Стили привязанностей влияют на сценарий расставания – и каждый из них я подробно рассмотрю в следующих статьях.

Клинический психолог – Нарине Папян